ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ПЕДАГОГИКИ. ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

10-01-16 Александра Теплицкая

Резапкина Галина Владимировна
Филолог, преподаватель, психолог
г.Москва

Рубрика: Материалы X Всероссийской недели психологии образования

Дата публикации: 23.06.2014

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ПЕДАГОГИКИ. ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Мировоззрение человека складывается под воздействием четырех сил: семья, система образования (детский сад, школа, учреждения профессионального образования), религия и средства массовой информации. Их противоречивое, разнонаправленное воздействие дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии.

Так сложилось, что главными проводниками ценностей в семье и школе стали женщины. Какие возможности и риски заключаются в этом?

Образ первой учительницы у младших школьников традиционно соотносится с образом мамы, нередко затмевая родительский авторитет. Но это – в том случае, если учительница обладает набором лучших материнских качеств – добра, умна, внимательна, справедлива.

Психолог Светлана Кривцова рассказывает: «Моя девятилетняя племянница, готовясь к новому учебному году, все лето выращивала в саду «астры для Татьяны Петровны». Сначала выхаживала рассаду, потом замучила всех тревогами о том, кто будет ее поливать, когда она уедет на юг. Она справлялась о цветах в каждом телефонном разговоре. Первого сентября Татьяна Петровна, мельком взглянув на ее букет, сказала: «Я этот мусор домой не понесу. Что, у родителей денег нет на нормальные цветы?».

Учитель не только передает знания – он задает модели поведения, которые во многом определят отношение ребенка к себе, другим и миру. В силу своей социальной значимости и завышенных ожиданий общества личность учителя очень уязвима. Особенности поведения и восприятия женщины во многом обусловлены ее психоэмоциональным состоянием. Женская эмоциональность упрощает контакт с учениками, без которого невозможно личностно ориентированное обучение. Но только при условии эмоциональной зрелости самого педагога, развитого профессионального самосознания. Если этого нет, то вместо чуткости, откликаемости, внимания к малейшим изменениям в поведении и настроении ребенка мы увидим раздражительность, обидчивость, мстительность.

Еще одним важным слагаемым личности педагога является самооценка, которая во многом определяет «личную педагогическую философию». Самооценка имеет ряд измерений: она может быть реалистичной или искаженной, высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Вирджиния Сатир, понимающая самооценку как способность честно, с любовью и по достоинству оценить себя, ставит ее на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Самооценке свойственно стремиться вверх. Если нет реальных оснований для самоуважения, человек может повысить самооценку за счет унижения ближних. Этот способ нечестен и неэффективен, однако к нему нередко прибегают люди, оказавшиеся в сообществе на ступеньку выше, чем остальные. Беда некоторых женщин-учителей в том, что они безуспешно пытаются компенсировать неудачи в семейной и личной жизни, снижающие самооценку, за счет учеников. Лекарством от такого «самоутверждения» может быть осознание причин своего поведения: «Почему я так поступаю? Что за этим стоит?».

Стиль преподавания может способствовать эффективности или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей. Оптимальным традиционно считается демократический стиль, предполагающий привлечение учеников к принятию решений, поддержку самостоятельности, уважение личности каждого ученика, независимо от его успеваемости, открытость, естественность и доброжелательность в общении, способствующие эффективности обучения.

Авторитарный учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия – приказ, поучение. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Хотя авторитарные учителя имеют хорошую репутацию и поддержку администрации, авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию и обычно встречается у женщин-учителей, которые вынуждены в жизни играть несвойственные им мужские роли – обеспечивать семью, принимать ответственные решения, бороться за свои права.

Либеральный, или попустительский стиль демонстрируют учителя, неуверенные в себе, и поэтому избегающие ответственности и принятия решений. Как правило, такие учителя не пользуются авторитетом ни у руководства, ни у школьников, которые злоупотребляют их слабостью и нерешительностью. Но, возможно, именно они дают детям то, что не могут дать учителя с более эффективным для обучения стилем преподавания.

Однажды я встретила на улице ученика, который недавно пришел из мест заключения. Мы разговорились, и Сергей сказал, что все эти годы он с теплотой вспоминал только одну учительницу. Я уже приготовилась выслушать комплимент в свой адрес, но он назвал Серафиму Тихоновну, преподавателя биологии, которой не дали год доработать до пенсии как раз из-за ее неспособности «показывать хорошую успеваемость», «держать дисциплину», и вообще хоть как-то контролировать ситуацию на уроках.

Ни благополучное психоэмоциональное состояние, ни позитивное самовосприятие, ни оптимальный стиль педагогического общения не сделают учителя Учителем, если у него нет главного – любви к детям, потребности понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания. Именно этим профессионально важным качеством большинство женщин обладает от природы.

Все эти параметры можно выявить с помощью методики «Психологический портрет учителя», в основу которой легли представления автора о хорошем учителе, основанные на личном опыте преподавания в школе и подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями эффективности преподавательской деятельности.

Теоретические основы методики – учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т.А. Флоренской, Я-концепция Р. Бернса, подходы У. Джеймса, К. Роджерса, Т. Гордона.

Методика была разработана, когда стало очевидно, что психологическая диагностика учителя требует особых подходов, условий и содержания. Ее задача – дать «информацию к размышлению», порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

В период апробации методики было обследовано более трехсот учителей образовательных учреждений Москвы и Московской области. Ответы распределились следующим образом.
Для большинства учителей (46%) приоритетной ценностью является общение с детьми. 18% опрошенных в качестве главной ценности выбрали отношения с коллегами. Соответственно, для 36% важнее всего свои собственные проблемы и переживания.

Благополучное психоэмоциональное состояние, судя по ответам, только у 12% опрошенных, неблагополучное состояние – у 22%. Остальные 66% находятся в неустойчивом психоэмоциональном состоянии, при котором даже мелкая неприятность выбивает их из колеи.

Позитивное самовосприятие отмечается у 22% учителей. Негативное самовосприятие выявлено у 15% учителей. У большинства (63%) – неустойчивая самооценка.

Демократического стиля придерживаются, судя по ответам, 56% опрошенных. 24% учителей предпочитают авторитарный стиль, а 20% – либеральный стиль педагогического общения.

На основании этих результатов можно смоделировать обобщенный образ учителя. Это женщина, любящая детей больше, чем коллег и себя, не всегда способная контролировать свои эмоции, с неустойчивым психоэмоциональным состоянием и «плавающей» самооценкой, которая зависит от множества причин, в том числе от психологического климата в коллективе, который, в свою очередь, определяется стилем руководства школы.

Не следует абсолютизировать полученные данные – любая методика, основанная на самооценке, не гарантирует полную достоверность. Вообще любая констатация личностных особенностей человека с помощью даже надежного психодиагностического инструментария представляет сомнительную практическую ценность, если не предлагаются пути решения возможных проблем. В данном случае не существенно, насколько искренно учитель отвечает на вопросы – важнее видение и понимание психологических причин своих возможных профессиональных затруднений, которое дает методика «Психологический портрет учителя», разработанная на принципах феноменологического подхода.

Такая диагностика, во-первых, не нуждается в защите от неискренних ответов потому, что клиент имеет право на любую степень откровенности, которая не будет обращена против него; во-вторых, рассматривает человека как цель, а не как средство решения производственных задач; в-третьих, не ограничивается констатацией фактов, а задает вектор личностного развития.

Это – только начало работы учителя над собой, которое уместно в любом возрасте. Ее продолжением может быть участие в тренинге развития профессионального самосознания учителя, на котором раскрываются темы «Приоритеты и ценности», «Мотивы и потребности», «Направленность личности», «Профессионально важные качества учителя», «Профессиональные риски и пути их преодоления», «Имидж учителя как инструмент педагогического общения».

Методика «Психологический портрет учителя» и программа «Тренинг развития профессионального самосознания учителя» размещены на сайтах Службы практической психологии образования Московской области (psychologia.edu.ru) и «Методический кабинет Галины Резапкиной» (metodkabi.net.ru), в книгах «Профориентационная работа в школе. Практикум для педагогов и родителей» (М.: Сентябрь, 2011), «Самоопределение учащихся 5-9 классов: психологическая подготовка педагогов и родителей» (М.: Академия, 2012).

Скачать