Педагогика эпохи перемен: как учить, когда не знаешь, чему учить
Битянова Марина Ростиславовна
директор Центра психологического
сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
г.Москва
ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ПЕРЕМЕН: КАК УЧИТЬ, КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ, ЧЕМУ УЧИТЬ
«Если бы ничто и никогда не менялось,
тогда и не было бы никаких бабочек».
Какое поколение не сетует на то, что ему выпало непростое время! И тем не менее, нам оно действительно выпало. Мы – очевидцы и соучастники эпохи перемен, их проводники и создатели.
Утверждение «Перемены неизбежны» — это не приговор и не угроза, не апокалипсический прогноз, не утешение для отчаявшихся. Это – нарратив, позитивная идея. Позитивность утверждения заключается прежде всего в том, что оно снимает с нас необходимость бояться, стенать, пытаться что-то срочно предпринять, а вместо всего этого – заняться прямым делом любого нормального человека: построением собственной судьбы в изменяющемся мире. В том числе, естественно, выстраиванием профессиональной позиции и деятельности.
Мир меняется глубоко и объективно. Посмотрите вокруг – и вы увидите множество знаков подтверждающих это. Они – в содержании человеческих потребностей, образе жизни и целях людей, средствах общения… Они – в глазах и на устах наших детей и внуков. Особенно – внуков. Мы видим эти отражения, ловим эти знаки и… относимся к ним по-разному.
Как именно? Небольшая типология отношения к переменам позволит нам перейти от констатации к осмыслению.
Отрицание. «Ничего нового, все это уже было», «Меняется обертка, суть остается прежней», «Все это мы уже проходили»… Основная стратегия тех, кто придерживается такого взгляда на ситуацию – НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ. Имитировать инновации или открыто отстаивать верность подхода, который проверен 30-летней практикой. Саботировать или отмалчиваться. Пропускать сквозь пальцы суть предлагаемого нового, отделываясь общими фразами или мелкими новшествами на уровне даже не методов – приемчиков работы с учениками.
Критика. Знаки перемен трактуются как ухудшение, чей-то брак, недосмотр. «Все стало хуже», «дети разленились и не хотят учиться», «родители совсем перестали заниматься детьми». Основная стратегия поведения, главная линия действий – осуществить коррекцию и ВСЕ ВЕРНУТЬ назад. Потому что раньше было правильнее и лучше. Методика хорошая – дети плохие…
Растворение. Полное и некритичное принятие перемен: «все правильно: нужно меняться», «даешь инновацию», «все в школе устарело и нуждается в замене». Стратегия – подстройка. Сторонники этого взгляда на ситуацию готовы все поменять, лишь бы не выглядело как традиционное: школьные здания, парты, питание школьников, названия предметов… И им часто невдомек, что принимаемое ими за ростки нового на самом деле может быть проявлением дезадаптации и дезориентации «переходных поколений». Например, нежелание современных детей читать – что это? Может быть, объективная смена типа культуры, а может – реакция на быструю смену буквы на «цифру», материального носителя информации на виртуальный? Время покажет, но не стоит спешить списывать весь старый мир в утиль и все появляющееся объявлять шагами в будущее. Неврозов переходных периодов никто не отменял.
Понимание. Стратегия, которая кажется нам самой конструктивной в данной ситуации. Наши возможности в понимании принципиально нового существенно ограничены нашим жизненным опытом и богатством фантазии. Но то, что поддается пониманию, должно быть осмыслено. И должен быть выработан честный и продуманный профессиональный ответ. Изменения – суть сегодняшнего мира. В культуре происходят тектонические сдвиги, отражающиеся в изменении типа сознания, организации мышления, выстраивании отношений и социальных связей. И наши реакции и действия должны быть соразмерны этим изменениям. Мы не знаем точно, что из того, что мы наблюдаем сегодня в детях, подростках, семьях – ростки объективно нового и перспективного, а что – проявление трудностей переходного периода. Дети умнеют и дольше остаются детьми (появился новый умный термин – «ювенилизация»). Появляется множество видов новых зависимостей и снижается подростковая агрессия. Увеличивается число левшей в популяции, а социальные сети и иные формы виртуального общения в корне меняют представления об интимности и законах общения. Меняется тип волевой саморегуляции и слово «надо» перестает быть универсальным мотиватором! Мы можем только наблюдать, поддерживать, беречь и – помогать стать людьми!
Человек, который почувствовал ветер перемен,
должен строить не щит от ветра,
а ветряную мельницу. (Стивен Кинг)
Чему мы их можем научить? Правилу буравчика? Устройству современного персонального компьютера? Партеногенезу? Нет, образовательные цели меняются кардинально и целиком лежат теперь в плоскости развития человеческого в человеке. Задача образования – помочь стать Человеком: осознавать свои желания, ставить цели, достигать их, реализовывать свои ценности и обретать смыслы. Меняется мир – меняются цели образования, и вслед за этим меняется наша деятельность. Но чтобы понять, как ее менять, нужно внимательно вглядываться в перемены. По своей сути профессиональная деятельность в образовании – это футуропрактика – замысливание и созидание будущего. Можно сказать, «проектирование перемен». Педагог имеет дело с тем в человеке, чего пока нет, но что может прорасти и развиться при определённых условиях. Он работает с «будущим» как возможностью. Суть его профессиональной деятельности – проектирование. Нет и не может быть воспроизведения образцов, выращивания по шаблону — там, где речь идет о развитии человека, становлении его индивидуальности, раскрытии его человеческого потенциала. Невозможно действовать по устоявшейся методике, нужно глубокое понимание природы тех процессов, которые обеспечивают развитие, а следовательно – образовательные технологии. В нашей профессии странно боятся инноваций, поскольку инновация – это суть любой проектной деятельности, без нее в принципе невозможно работать в ситуации неопределенности и изменчивости. Есть ли риск? Конечно. В реализации любого замысла есть риск. Без него не бывает педагогики.
Изменчивость – константа жизни. Преобразование – суть эпохи, в которую нам выпало жить. В целях самосохранения и сбережения психических сил каждое поколение принимает мир, в котором родились за постоянный, правильные и верный. И некоторым поколениям удается прожить свой период в призрачной уверенности в том, что так оно и есть, им известно как устроен мир. Наши дети и внуки испытывают привычный нам мир на прочность, и он не выдерживает давления их настойчивых рук. Он плавится, меняет форму, готовится к новой отливке. От нашей профессиональной смелости, умелости и мудрости (все одновременно!) зависит, насколько болезненным будет этот процесс и не порвется ли нить, связывающая поколения.
Жить в эпоху перемен – значит, быть их учеником, объективным критиком и автором. Эти роли предлагает нам наша жизнь. Жить в эпоху перемен интересно. Управлять переменами – ответственно и почетно. Создавать перемены… каково это? У всех нас есть возможность это узнать. И даже, не только возможность, но и в определенной мере — обязанность, поскольку «…вещи меняются в худшую сторону спонтанно, если их не менять в лучшую сторону намеренно…» (Фрэнсис Бэкон).